воскресенье, 13 октября 2013 г.

Василий Пушкин




    Пушкин Василий Львович (1766 – 1830) – русский поэт, член литературных объединений, дядя А.С.Пушкина.
    Практически ни одна биография А.С.Пушкина не обходится без упоминания имени В.Л.Пушкина, который, будучи поэтом-любителем, немало повлиял на становление молодого племянника как литератора. Поэтому среди ярких представителей отечественного поэтического олимпа этого человека нельзя обойти стороной.
      Василий Львович был видным представителем литературной жизни Москвы. Он здесь родился, в богатой дворянской семье, тем самым с рождения став представителем московского высшего общества. Он выезжал в свет, участвовал в любительских спектаклях, сочинял куплеты и эпиграммы на французский манер, жил открыто, «на широкую ногу». Сочинять и публиковать стихи стал в 1790-е гг. после знакомства с И.И.Дмитриевым, которого Пушкин впоследствии считал своим учителем. В 1803-1804 гг. он проживал в Париже, познакомился с Делилем и другими французскими поэтами, напечатал несколько переведенных с русского стихотворений в одном из местных журналов. Возвратившись, он привез (помимо модных прически и фрака) ценную библиотеку латинских, французских и английских писателей (после пожара Москвы в 1812 г. его коллекция была уничтожена). В 1806 г. на Пушкина была наложена церковная эпитимия из-за расторжения брака с К.М.Вышеславцевой. 
     В 1810-1811 гг. произошел взлет в его поэтическом творчестве – он создал несколько посланий («К Жуковскому», «К Дашкову»), знаменитую сатирическую поэму «Опасный сосед». После изгнания войск Наполеона Пушкин возвращается из Нижнего Новгорода в Москву, был принят в литературное объединение «Арзамас», после его закрытия пытался оставаться в русле литературной жизни, посещал салоны. К набирающему популярность романтизму он относился враждебно, предпочитал в поэзии ясность и искренность, обожал Горация, Вольтера, Мольера. Периодически занимался переводами. Скончался в Москве.
     В.Л.Пушкин был автором элегий, посланий, альбомных стихов, а также песен и эпиграмм. Он обожал своего племянника, Александра, восхищался его сочинениями и предвещал великое будущее. Сам племянник отдавал должное своему дяде. Не исключено, что свой поэтический дар А.С.Пушкин унаследовал частично от своего одаренного родственника.


Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной улице в Москве (открыт в 2013 г.)



СЛОВА К МУЗЫКЕ

Примите нас под свой покров,
О Волжских жители брегов!
Примите нас, мы все родные,
Мы дети матушки Москвы!
Куда сокрылись дни златые?
Как быстрый вихрь промчались вы!
Примите нас под свой покров,
О волжских жители брегов!
Чад, братий наших кровь дымится,
И стонет с ужасом земля;
А враг коварный веселится
На башнях древнего Кремля.
Примите нас под свой покров;
О Волжских жители брегов!
Святые храмы оскверненны,
Сокровища расхищены,
Жилища в пепел обращенны,
Скитаться мы принуждены.
Примите нас под свой покров,
О Волжских жители брегов! 
                                                (1812)

Н. и Г.Чернецовы. "Нижний Новгород". (Сюда В.Л.Пушкину пришлось бежать из захвачнной французами Москвы в 1812 г.)


ЛЮБЛЮ И НЕ ЛЮБЛЮ

Люблю я многое, конечно,
Люблю с друзьями я шутить,
Люблю любить я их сердечно,
Люблю шампанское я пить,
Люблю читать мои посланья,
Люблю я слушать и других,
Люблю веселые собранья,
Люблю красавиц молодых.
Над ближним не люблю смея
Невежд я не люблю хвалить,
Славянофилам удивляться,
К вельможам на поклон ходить.
Я не люблю людей коварных
И гордых не люблю глупцов,
Похвальных слов высокопарных
И плоских, скаредных стихов.
Люблю по моде одеваться
И в обществах приятных быть.
Люблю любезным я казаться,
Расина наизусть твердить.
Люблю Державина творенья,
Люблю я "Модную жену",
Люблю для сердца утешенья
Хвалу я деть Карамзину.
В собраньях не люблю нахалов,
Подагрой не люблю страдать,
Я глупых не люблю журналов,
Я в карты не люблю играть,
И наших Квинтильянов мнимых
Суждений не люблю я злых;
Сердец я не люблю строптивых,
Актеров не люблю дурных.
Я в хижине моей смиренной,
Где столько горя и забот,
Подчас, Амуром вдохновенный,
Люблю петь граций хоровод;
Люблю пред милыми друзьями
Свою я душу изливать
И юность резвую с слезами
Люблю в стихах воспоминать.
                                                                (1815)


А.С. ПУШКИНУ

Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой
На старости в стихах поговорил с тобой.
Хоть модный романтизм подчас я осуждаю,
Но истинный талант люблю и уважаю.
Послание твое к вельможе есть пример,
Что не забыт тобой затейливый Вольтер.
Ты остроумие и вкус его имеешь
И нравиться во всем читателю умеешь.
Пусть бесится, ворчит московский Лабомель:
Не оставляй свою прелестную свирель!
Пустые критики достоинств не умалят;
Жуковский, Дмитриев тебя и чтут и хвалят;
Крылов и Вяземский в числе твоих друзей;
Пиши и утешай их музою своей,
Наказывай глупцов, не говоря ни слова,
Печатай им назло скорее "Годунова".
Творения твои для них тяжелый бич,
Нибуром никогда не будет наш москвич,
И автор повести топорныя работы
Не может, кажется, проситься в Вальтер Скотты.

Довольно и того, что журналист сухой
В журнале чтит себя романтиков главой.
Но полно! Что тебе парнасские пигмеи,
Нелепая их брань, придирки и затеи!
Счастливцу некогда смеяться даже им.
Благодаря судьбу, ты любишь и любим.
Венчанный розами ты грации рукою,
Вселенную забыл, к ней прилепясь душою.
Прелестный взор ее тебя животворит
И счастье прочное, и радости сулит.
Блаженствуй, но в часы свободы, вдохновенья
Беседуй с музами, пиши стихотворенья,
Словесность русскую, язык обогащай
И вечно с миртами ты лавры съединяй.
                                                                          (Июль, 1830)



Могила В.Л.Пушкина сохранилась, расположена на территории Донского монастыря в Москве.


Комментариев нет:

Отправить комментарий