среда, 25 сентября 2013 г.

Гавриил Державин




    Державин Гавриил Романович (1743 – 1816) – русский поэт и драматург, видный государственный деятель эпохи Екатерины II.
   Родился в селе Сокуры Лаишевского уезда Казанской губернии в мелкопоместной дворянской семье. По преданию, предками Державиных были татарские мурзы. Сначала обучался в казанской гимназии, в 1762 г. поступил рядовым гвардейцев в Преображенский полк, находился на военной службе до 1777 г., участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева. 
     В 1776 г. отдельным сборником вышли торжественные оды Державина, благодаря которым он стал одним из лучших представителей классицизма в отечественной поэзии. После ухода с военной службы Державин стал работать уже по статской линии – в Правительствующем Сенате. Благодаря хвалебной оде «Фелица» ему удалось сделать блестящую карьеру – в 1784 г. Державина назначили губернатором только что образованной Олонецкой губернии (позднее образы карельской природы были отражены в целом ряде его стихотворений), в 1786-1788 гг. он являлся губернатором Тамбовской губернии, в 1791-1793 гг. находился в должности статс-секретаря императрицы Екатерины II, в 1793 г. назначен сенатором с производством в тайные советники, вскоре после этого он получил должность президента Коммерц-коллегии, а в 1802 г. – должность министра юстиции и статус члена Государственного совета. В 1803 г. был уволен со всех постов и переехал в свое имение Званка Новгородской губернии, где и прожил оставшиеся годы, занимаясь в основном литературным творчеством.

С.Тончи. Портрет Г.Р.Державина
     В историю русской литературы Державин вошел как яркий представитель эпохи Просвещения, как автор целого ряда од и стихов, посвященных философскому осмыслению бытия (вершиной его поэзии считается религиозно-философская ода «Бог»), душевным переживаниям конкретного человека, его сердечным радостям и утратам. Державин был автором хвалебных од, прославляющих российскую монархию, но в то же время известен и как автор сатирических строк, обличающих казнокрадство и алчность ряда придворных вельмож.

    Сайт, посвященный жизни и творчеству Г.Р.Державина - http://www.derzhavin-poetry.ru

Музей-усадьба Г. Р. Державина и русской словесности его времени
(Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 118).


НЕВЕСТЕ

 Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю.
 Как роза, ты нежна, как ангел, хороша;
 Приятна, как любовь; любезна, как душа;
 Ты лучше всех похвал — тебя я обожаю.

 Нарядом мнят придать красавице приятство.
 Но льзя ль алмазами милей быть дурноте?
 Прелестнее ты всех в невинной простоте —
 Теряет на тебе сияние богатство.

 Лилеи на холмах в груди твоей блистают,
 Зефиры кроткие во нрав тебе даны,
 Долинки на щеках — улыбки зарь, весны;
 На розах уст твоих — соты благоухают.

 Как по челу власы ты рассыпаешь черны,
 Румяная заря глядит из темных туч;
 И понт как голубой пронзает звездный луч,
 Так сердца глубину провидит взгляд твой скромный.

 Но я ль, описывать красы твои дерзая,
 Все прелести твои изобразить хочу?
 Чем больше я прельщен, тем больше я молчу:
 Собор в тебе утех, блаженство вижу рая!

 Как счастлив смертный, кто с тобой проводит время!
 Счастливее того, кто нравится тебе.
 В благополучии кого сравню себе,
 Когда златых оков твоих несть буду бремя?
                                                               (1778)



ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

 Восстал всевышний бог, да судит
 Земных богов во сонме их;
 Доколе, рек, доколь вам будет
 Щадить неправедных и злых?

 Ваш долг есть: сохранять законы,
 На лица сильных не взирать,
 Без помощи, без обороны
 Сирот и вдов не оставлять.

 Ваш долг: спасать от бед невинных,
 Несчастливым подать покров;
 От сильных защищать бессильных,
 Исторгнуть бедных из оков.

 Не внемлют! видят - и не знают!
 Покрыты мздою очеса:
 Злодействы землю потрясают,
 Неправда зыблет небеса.

 Цари! Я мнил, вы боги властны,
 Никто над вами не судья,
 Но вы, как я подобно, страстны,
 И так же смертны, как и я.

 И вы подобно так падете,
 Как с древ увядший лист падет!
 И вы подобно так умрете,
 Как ваш последний раб умрет!

 Воскресни, боже! боже правых!
 И их молению внемли:
 Приди, суди, карай лукавых,
 И будь един царем земли!
                                                      (между 1780 и 1787)

Памятник поэту и государственному деятелю в Казани, где прошли его юношеские годы

Памятник Державину в Петрозаводске (в XVIII веке - столице Олонецкой губернии, ныне - столице Республики Карелия)


ПАМЯТНИК

 Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
 Металлов тверже он и выше пирамид;
 Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
 И времени полет его не сокрушит.

 Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
 От тлена убежав, по смерти станет жить,
 И слава возрастет моя, не увядая,
 Доколь славянов род вселенна будет чтить.

 Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
 Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
 Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
 Как из безвестности я тем известен стал,

 Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
 О добродетелях Фелицы возгласить,
 В сердечной простоте беседовать о Боге
 И истину царям с улыбкой говорить.

 О муза! возгордись заслугой справедливой,
 И презрит кто тебя, сама тех презирай;
 Непринужденною рукой неторопливой
 Чело твое зарей бессмертия венчай.
                                                                        (1795) 


ПРИЗНАНИЕ

 Не умел я притворяться,
 На святого походить,
 Важным саном надуваться
 И философа брать вид:
 Я любил чистосердечье,
 Думал нравиться лишь им,
 Ум и сердце человечье
 Были гением моим.
 Если я блистал восторгом,
 С струн моих огонь летел.
 Не собой блистал я - богом;
 Вне себя я бога пел.
 Если звуки посвящались
 Лиры моея царям,-
 Добродетельми казались
 Мне они равны богам.
 Если за победы громки
 Я венцы сплетал вождям,-
 Думал перелить в потомки
 Души их и их детям.
 Если где вельможам властным
 Смел я правду брякнуть в слух,-
 Мнил быть сердцем беспристрастным
 Им, царю, отчизне друг.
 Если ж я и суетою
 Сам был света обольщен,-
 Признаюся, красотою
 Быв плененным, пел и жен.
 Словом, жег любви коль пламень,
 Падал я, вставал в мой век.
 Брось, мудрец! на гроб мой камень,
 Если ты не человек.
                                                               (1807)

Выставка, посвященная поэту, в музее г. Лаишево Республики Татарстан, с данными местами тесно связано детство и юношество Державина.

Последние стихи Державина 

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. 
                                                                       (6 июля 1816)

Портрет Г.Р.Державина кисти В.Л.Боровиковского.

Державин и его вторая супруга, Дарья Алексеевна, умершая в 1842 г., были похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. В 1959 - 1993 гг. их останки находились в Новгородском Кремле, затем после реставрации монастыря они были перезахоронены на прежнем месте.



Комментариев нет:

Отправить комментарий