четверг, 19 сентября 2013 г.

Павел Коган



   Коган Павел Давыдович (1918 — 1942) — русский советский поэт-фронтовик, автор романтических песен.
   Родился в Киеве, в 1922 г. с родителями переехал в Москву. Учился в Московском институте философии, литературы и истории имени Н.Г.Чернышевского и Литературном институте имени А.М.Горького, посещал поэтический семинар И.Л.Сельвинского. Он выделялся талантом среди сверстников, ему предрекали большое поэтическое будущее. Несмотря на то, что при жизни он не публиковался, стихи Когана были популярны среди советской молодежи предвоенной поры. Он много путешествовал пешком по России, побывал в геологической экспедиции.
    В 1941 г. в качестве военного переводчика отбыл на фронт, в 1942 г., находясь во главе разведгруппы, был убит под Новороссийском. Многое из его поэтического наследия было утрачено, только в 1950-1960-е гг. были опубликованы его произведения, некоторые из которых были переведены на многие иностранные языки. Стихи Когана — романтическая исповедь молодого человека предвоенного поколения, проникнутая непримиримостью к расхождению между словом и делом. Его стихотворение «Бригантина», написанное еще в 1937 г., впоследствии стало популярной студенческой песней.

БРИГАНТИНА

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.

Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.

Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса... 
                                                  (1937)
 
***
Тебе опять совсем не надо
Ни слов, ни дружбы.
Ты одна.
Шесть сотен верст до Ленинграда
Заснежены, как тишина.
А я пишу стихи,
Которым
Увидеть свет не суждено.
И бьют косым крылом просторы
В мое обычное окно.
И, чуть прищурившись, я слышу,
Как каплет с крыш.
Я слышу, как,
Шурша, как шелк,
Спешат по крышам
Старинной выковки века,
Как на распахнутом рассвете
Ты слезы вытерла с лица.
Так мир устроен —
Дым и ветер,
Размах и ясность до конца.
                                               (1937)


ЗВЕЗДА
 
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная.
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем...
Ладно - раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень, в поле жуть -
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.
                                            (1937)
Рерих Н.К. "Ночь".
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий