вторник, 18 сентября 2012 г.


Триумф и трагедия газетного магната.

«Гражданин Кейн» и его прототипы


Безусловно, медиа играет в жизни человека одну из самых важных ролей, влияние медиа на человека и на общество в целом практически неограниченно. Информацию можно получить только двумя путями – либо путем собственного опыта, собственного участия в чем-либо, либо если кто-то донесет данную информацию.  Так как  один человек физически не способен самостоятельно получать всю интересующую его информацию непосредственно с места события, то он в большей или меньшей степени полагается именно на прессу и медиа – газеты, журналы, радио, телевидение.

Человек, читающий то или иное издание, невольно попадает под влияние, на него оказывает воздействие написанное. Задача любого редактора – не столько объективно представить информацию, сколько убедить читателя в том, что изложенная там информация (не важно – объективная или субъективная) и есть истина в последней инстанции. Такова задача прессы, хотим мы этого или нет. И за любым изданием стоит человек или группа лиц, которые определяют содержание своих газет, стремясь тем самым оказать максимальное воздействие на массы. Человек формирует прессу, а пресса формирует человека. И в этой несложной цепочке нетрудно заметить, что один человек, имя которого большинству даже неизвестно, может играть в этом мире, насыщенном информацией, даже более влиятельную роль, чем политические лидеры, поскольку он способен руководить умами масс и направлять их в нужную ему сторону.





В 1941 г. на экраны вышел фильм молодого, никому неизвестного режиссера Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Этот фильм стал вехой в истории кинематографа. Американские критики и режиссеры и поныне считают этот фильм лучшим фильмом всех времен и народов, а Американский Киноинститут в 2000 г. присудил фильму 1 место в списке 100 лучших американских фильмов ХХ века. В нем повествуется о жизни Чарльза Фостера Кейна, о взлете его карьеры и превращении в крупнейшего медиамагната, о том, как человек, мечтающий в начале своего профессионального пути о работе на благо общества, в итоге посвятил свою жизнь, свои капиталы и влияние лишь на удовлетворение постоянно растущих потребностей собственного эго. Что отличало Кейна в начале карьеры? Огромное усердие, трудолюбие и, конечно же, честолюбие – без этого качества мало кто будет стремиться возвысится над остальными и заставлять других думать так, как хотелось бы ему. По сути, этот фильм создает новый тип лидера – лидера в сфере коммуникаций и информации, что было новинкой того времени. «Гражданин Кейн» дает понять, что эпоха, когда все решали политики, дипломаты или военные, подошла к концу. Теперь для того, чтобы определять будущее в глобальном масштабе (или по крайней мере, в масштабах США) нужно иметь три составляющие – идею, которую необходимо донести, аудиторию, которая готова проглотить эту идею, и подходящий инструментарий – сначала прессу, потом радио, телевидение и прочие СМИ. Безусловно, образ Кейна не возник на пустом месте, еще до выхода фильма на экран существовали люди, усвоившие правила этой нехитрой формулы и построившие на этом состояние. В частности, основным прототипом Кейна являлся король «желтой прессы», газетный магнат, использовавший принцип «сенсационности» в издательском деле Уильям Рэндольф Херст (1863 – 1951). Он делал ставку в своих изданиях на сенсациях, катастрофах, громких преступлениях, сплетнях из жизни светских знаменитостей, огромное внимание уделял тиражу, переманивал репортеров из конкурирующих газет. Как результат, в 1935 г. он был одним из богатейших людей в мире с состоянием в 200 млн долларов. Некоторые фразы Кейна («Please remain. You furnish the pictures and I will furnish the war».) дословно повторяют высказывания Херста. Помимо этого, Херст развернул перед выходом фильма целую медиавойну против Уэллса, целые газетные издательства объявили ему бойкот – ни один фильм в истории США не вызывал такой ажиотаж в общественных и политических кругах.

Однако именно Кейн стал символом власти, впервые была рассказана история, в основе которой – жизнь публичного человека, освещаемая с разных точек зрения (из рассказов знавших его людей, у каждого из которых свой взгляд на эту неординарную личность). Кейн предстает не только как всесильный медиамагнат, как человек, способный лишь одним взмахом руки приковывать внимание масс и заставлять их замирать в ожидании. Здесь показана и противоречивость его натуры, внутренняя трагедия, которую не видно снаружи, но которая постоянно ощущается, особенно в сценах его последних лет и в сцене смерти. Однако об этом позже. Сейчас следует поговорить о том, насколько идеи, заложенные в фильме Орсона Уэллса, актуальны в современном мире, в современном газетном и издательском бизнесе.




Поскольку мы делаем акцент именно на личностном факторе в мире медиа, на психологической составляющей СМИ, то логичнее всего поговорить о тех, кто пришел на смену Херсту и Кейну в современном мире коммуникаций и информации. С тех пор изменились только технические возможности прессы и медиа – они стали поистине неограниченны. Однако такие качества, как усердие, креативность (стремление придумывать что-то новое, актуальное), способность доводить до аудитории свои мысли так, чтобы они имели успех -  все это не изменилось, эти качества должны преобладать в человеке, который стремиться достичь высот в этом бизнесе. И наиболее показательный пример такого человека – Роберт Максвелл (1923 – 1991), британский издатель, миллиардер, основатель гигантской газетно-издательской империи. Выходец из семьи бедного еврейского батрака, он с детства испытывал непомерный интерес к чтению и политике.
В 1944 г., делая предложение своей возлюбленной, он, будучи сержантом, пообещал ей, «что сколотит состояние и станет премьер-министром Англии». После войны он был направлен в Берлин и в 1946 г., благодаря своей целеустремленности и знанию нескольких языков, он встал у истоков зарождавшейся свободной прессы Берлина. Затем он открыл собственную фирму и переехал в Лондон, где в 1950 г. основал издательство «Пергамон Пресс», принесшее ему оглушительный успех. К 1968 г. журналы и издания «Пергамон Пресс» покупали уже около 125 стран. Максвелла, как и Кейна, постоянно тянуло к политике, он неоднократно выставлял свою кандидатуру в Парламент, однако признал позднее, что политика была для него крайне скучным занятием. Максвелл как бизнесмен умел одновременно решать несколько дел, обладал гигантской работоспособностью и, как утверждают те, кто с ним работал, был помешан на власти и известности, стремясь контролировать все – от газет и телестанций до футбольных клубов. Однако, как говорил сам Максвелл, главное достоинство его состояния – «это не задумываться над тем, где припарковать машину». Он был такой же противоречивой личностью, как и Кейн – у него были свои победы и свои крупные поражения, он любил то, чем занимался, был полон новых замыслов и проектов, которым из-за рокового стечения обстоятельств, не суждено было осуществиться.




Если бы в настоящее время снимали продолжение «Гражданина Кейна», то в качестве образца для подражания, лучше всех подошел бы, пожалуй, Кейт Руперт Мэрдок (р. 1931), издательский магнат, основатель и президент «News Corporation», создатель коммуникационной империи, который в 1995 г., согласно мнению «Forbes», являлся самым могущественным частным лицом на планете. Именно он строил философию своего бизнеса на том, что все решает не политика, а технологии. Благодаря этому издания постоянно ставят его на первые места в списке наиболее влиятельных персон наступившего информационного века. Для него издательский бизнес – война, в которой побеждает лучший боец, а цель – не деньги, а победа над конкурентами. Это роднит его с Кейном, которому также присуща боевая черта характера. Однако Мэрдок пошел дальше Кейна и даже Херста в своей беспринципности.

Характер Мэрдока формировался в детстве. Его мать прививала ему независимость, дед-священник учил викторианской морали, а отец, властный человек в издательском деле, навсегда стал его кумиром. Руперт всегда стремился отличаться от всех, быть вне общепризнанных норм, обожал идеи нонконформизма. И после смерти отца, Мэрдок с яростью и энергией принялся продолжать его дело. Издательский бизнес был для Мэрдока азартной игрой, бросающей ему вызов и проверяющей его на устойчивость. Он стремился создать самую влиятельную газету на родине, в Австралии, переехав в Лондон, он зарабатывает скандальную известность, печатая в довольно консервативном обществе «желтую прессу», содержащую темы насилия, убийств и откровенные сексуальные фотографии. Как и Кейн, он подумывал о своей дальнейшей карьере за океаном. И в 1976 г. он переехал в США и приобрел там несколько изданий. Вся его последующая жизнь была связана с Американским континентом. Излучая неукротимую энергию, он постоянно готов разрушать старое ради того, чтобы создавать новое, независимо от мнения окружающих. Благодаря своему честолюбивому духу и готовностью идти на риск он всегда одерживал победу над своими конкурентами, и в настоящее время является королем масс медиа, который стремится к созданию всемирной коммуникационной империи. Возможно подобные империи и будут доминировать в дальнейшем, национальные границы потеряют былую значимость, а императоры будут править не территориями национальных государств, а крупнейшими медиа-холдингами, в руках которых и будет сосредотачиваться реальная власть. Однако это, по всей видимости, весьма далекая перспектива.

Существует известное выражение, согласно которому «в жизни возможно только две трагедии: первая – не получить о чем мечтаешь, а вторая – получить…». Вернемся к центральной фигуре нашего повествования – Чарльзу Фостеру Кейну. Он – лидер, которым восхищаются миллионы, богатейший человек, политик, его предвыборная речь полна самоуверенности и сарказма. Камера снимает его снизу вверх, кажется что герой практически упирается в потолок, ему тесно в отведенном ему жизненном пространстве… Но под конец жизни оказывается, что этот человек так и не достиг того счастья, о котором когда-то мечтал. По сути, его жизненное пространство отражено в фильме в форме его собственного замка Ксанаду – огромного, но пустого, неуютного, незавершенного. Предсмертные слова героя – «Rosebud» - проходят красной нитью через все повествование. «Розовый бутон» (фраза, написанная когда-то на детских санках героя) и стеклянный шар с маленьким домом в центре – символы, которые показывают, о чем думал Кейн в последние минуты жизни, а думал он о самом дорогом, что было в его жизни. Детство, снег, санки, родительский дом – именно тогда он был по настоящему счастлив, потом же жизнь его пошла по неестественному руслу, он гнался за мечтой, презирая простые человеческие радости, за что и поплатился под конец жизни, когда умирал всеми забытый в своем мрачном замке.

Вывод фильма заставляет задуматься о том, что на самом деле ощущают сильные мира сего. Хотят ли они в погоне за влиянием, прибылью, славой вернуться в то далекое и беззаботное время, когда можно было просто радоваться и наслаждаться жизнью, не думая о будущем дне и не строя холодные прагматические расчеты? Это, безусловно, очень философский вопрос. Многие известные личности, в том числе и медиамагнаты, имели очень противоречивый характер. Поскольку людей принято судить по их поступкам, зачастую может сложиться неверное мнение о человеке – его деловые качества не всегда могут отразить то, что на самом деле происходит в его душе.

Максвелл погиб, не успев претворить в жизнь все свои неординарные замыслы – возможно, что главные его достижения могли быть впереди. Мэрдок на вопросы журналистов по поводу «вульгарности» его изданий, отвечает: «Я даю публике то, чего она хочет». Однако кто знает, какой «розовый бутон» он будет со слезами вспоминать в последние минуты своей жизни? И поэтому сложно сказать – быть медиамагнатом, влиять на массы, постоянно продвигая и расширяя собственный бизнес – действительно ли это триумф, и не обернется ли это под конец жизни осознанием того, что жизнь прошла мимо, не подарив тех радостных моментов, которые она могла бы дать в том случае, если бы человек избрал другой жизненный путь, другую стезю?...

Комментариев нет:

Отправить комментарий