воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Из моей политической аналитики



Потенциал и амбиции регионального лидера у Казахстана



В настоящее время Казахстан активно позиционирует себя как лидер в Центральноазитском регионе. Тезис состоит в следующем – Казахстан обладает достаточным потенциалом, чтобы играть лидирующую роль в данном регионе (если принимать в расчет только 5 бывших центральноазиатских советских республик).
После распада СССР перед Казахстаном, как и перед другими бывшими республиками стояла необходимость решения многих политических и социально-экономических проблем. На протяжении 1990-х гг. Казахстану это удавалось довольно успешно. Что касается экономических преобразований, то здесь можно выделить:
- углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление внутреннего банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения;
- решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан;
- принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения;
- создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;
- внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах.
Отражением огромных достижений Казахстана в социально-экономической области и в области экономической политики можно считать его очень высокие показатели в «Рейтинге экономической свободы», составленном «Уолл стрит джорнал» и «Херитидж фаундейшн». По этим показателям Казахстан – лидер на всем постсоветском пространстве. Уже более десятилетия он служит образцом реформирования экономики и успешного привлечения иностранных инвестиций для соседей, включая Россию. 1997 год ознаменовался принятием Стратегии «Казахстан - 2030» На основе этого программного документа была построена работа Правительства, которое в свою очередь должно было пойти по пути принятия и реализации масштабных экономических и социальных программ. В этой связи, были приняты Стратегия Индустриально-инновационного развития страны, Государственная агропродовольственная программа, Программы развития сельских территорий, здравоохранения и образования, реформирования системы социальной защиты населения, «Культурное наследие», жилищного строительства и т.д. Подготовка стратегии «Казахстан - 2030» велась на протяжении нескольких лет и в целом оказала существенную и своевременную поддержку развитию системы долгосрочного планирования и разработке приоритетных аспектов стратегической политики в Казахстане. Это была сложная работа, в ходе которой изучался соответствующий международный опыт государственного, стратегического, секторального планирования и моделирования
Помимо усовершенствования внутригосударственных механизмов, Казахстан стремиться к активным действиям на международной арене. Он стремится позиционировать себя как европейское государство с азиатской спецификой, значительно отличающееся по всем параметрам от своих соседей по региону. Не случайно на фоне широкого обсуждения идей евразийства Нурсултан Назарбаев выдвинул в 1994 г. проект «Евразийского Союза» как новой идеологии интеграции. Назарбаев активно сотрудничает как с западным, так и с мусульманским миром. В частности, он завершает переговоры по вступлению в ВТО с США, ЕС и Саудовской Аравией. Казахстан также намерен использовать председательство в Организации исламская конференция (ОИК) для продвижения Алма-Аты в качестве регионального центра исламского финансирования. Таким образом, можно говорить о том, что Казахстан становится все более и более серьезным игроком на международной арене и, как следствие, государством с наибольшим потенциалом в собственном регионе.
На центральноазиатском пространстве Казахстан не раз выступал с интеграционными идеями, с помощью которых стремился закрепить лидерские позиции. Первый опыт интеграции в этом регионе оказался неудачным. Центрально-Азиатский союз (ЦАС), образованный в 1994 г. на базе Договора о создании экономического союза и единого экономического пространства, подписанного Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в 1993 г., оказался нежизнеспособным. В 1997 г. он был «переформатирован» в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое, в свою очередь,  в 2001 г. стало Организацией центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). Уже в 2005 г. ОЦАС был ликвидирован, а его структуры вошли в ЕврАзЭС. Тогда это свидетельствовало, по мнению специалистов, во-первых, о слабом интеграционном потенциале этих стран, во-вторых - о невозможности интеграции без участия России. Однако в начале 2007 г. Нурсултан Назарбаев в послании к казахстанскому народу «реанимировал» идею создания Союза центрально-азиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркмении. Речь шла об образовании единого экономического пространства со свободным движением товаров, людей и капиталов. Целью Союза объявлялось «обеспечение безопасности, экономический рост, политическая стабильность и процветание региона». В дальнейшем в переговорах с лидерами государств региона, президент Казахстана использовал в основном экономическую риторику, что вполне закономерно.
Двусторонние отношения между Казахстаном и соседними азиатскими государствами. Отношения между Казахстаном и Кыргызстаном оцениваются как партнерские, хотя очевидно, что такое партнерство более походит на покровительство Казахстана. Еще в 2003 году в рамках визита Аскара Акаева в Казахстан стороны подписали Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном и являющийся неотъемлемой частью договора План действия по экономической интеграции между двумя республиками. Также подписан протокол двусторонних переговоров между Казахстаном и Кыргызстаном в рамках вступления Казахстана в ВТО и Протокол между правительствами «О признании прав собственности Казахстана на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызстана». Вместе с тем, часть кыргызской элиты негативно оценивает перспективы такого сотрудничества, опасаясь «скупки» казахстанским бизнесом вех и вся, прежде всего инфраструктуры Иссык-Куля.
Отношения между Казахстаном и Таджикистаном базируются на экономических связях и носят прагматичный характер. Они опираются на достаточно мощную договорно-правовую базу, насчитывающую порядка 70 документов. Так во время первого официального визита таджикского лидера Эмомали Рахмона в Казахстан в мае 2006 года был подписан ряд договоров в области экономики, социальной политики, гуманитарного сотрудничества. В ходе визита Нурсултана Назарбаева в Душанбе в сентябре 2007 г. был подписан ряд документов: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства; Соглашение о сотрудничестве в области гражданской авиации; Соглашение о сотрудничестве в области технического и профессионального образования; Меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в области инвестиций и торговли. Казахстан - четвертый по величине торговый партнер Таджикистана, уступающий по объемам торговли с республикой лишь России, Китаю и Турции. Товарооборот между Таджикистаном и Казахстаном вырос в январе-октябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7% до $241,9 млн.
Отношения с Узбекистаном наиболее сложные. Оба данных государства претендуют на роль лидера в регионе. Существуют определенные трения между казахами и узбеками. Однако несмотря на это, сотрудничество между государствами развиваются по многим направлениям. Имеет место Развитие кооперационных связей по электроэнергетике, торговле зерном, совместному решению проблем транзита грузов из Узбекистана на север, а из Казахстана - на юг. В Узбекистане действуют совместные предприятия с участием казахстанского капитала, Они представлены в легкой промышленности, транспортной, продовольственной сферах, производстве строительных материалов
Отношения между Казахстаном и Туркменистаном определяются Договором между Республикой Казахстан и Туркменистаном о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 года от 28 мая 2007. И Казахстан, и Туркменистан являются прикаспийскими государствами, поэтому сотрудничество осуществляется также и по данному треку (Строительство прикаспийского газопровода; строительство железнодорожной ветки от Казахстана через Туркменистан в Иран). Ведутся совместные работы по разработке месторождений туркменского шельфа Каспийского моря.
Западный мир рассматривает Казахстан как государство, которое наиболее приближено к демократическим стандартам по сравнению со всеми другими государствами региона. США стремятся все более активно сотрудничать с Казахстаном. Помощник госсекретаря США Даниэл Фрид, курирующий Центральную Азию, заявил, что Казахстан является "потенциальным лидером в регионе". "Мы хотим видеть Казахстан проводящим реформы и процветающим, прокладывающим новый коридор реформ в Центральной Азии, выступающим лидером в энергетике, торговле и инвестициях в Кыргызстане, Таджикистане и других соседних странах", — объявил Фрид в Конгрессе. Казахстан в глазах американцев становится локомотивом, "тянущим" к демократии менее развитые сателлиты - Киргизию и Таджикистан. Кондолиза Райс в ходе своего визита в Казахстан в 2005 г. заявила, что "США видят в будущем ключевой страной на евразийском континенте Казахстан". США заинтересованы, чтобы Казахстан взял шефство над Таджикистаном и Киргизией для обеспечения транспортного коридора из Афганистана. Американцам необходимо, чтобы в регионе был сильный центр, способный противостоять распространению исламского экстремизма с территории Узбекистана в случае, если недружественный США режим Каримова падет. Именно поэтому Америка продвигает Казахстан на роль ведущей региональной державы.
В целом, у Казахстана есть все шансы стать региональным лидером, если учитывать следующие факты. Во-первых, молодое государство на протяжении истории своего независимого существования показала впечатляющие результаты в области государственного строительства, экономического развития. Во-вторых, Казахстан по праву считается лидером в регионе Центральной Азии и одним из самых успешных государств на постсоветском пространстве. Он связан дружественными отношениями с большинством республик - своих «соседей по Советскому Союзу» - и рядом ведущих стран мира, он не имеет острых приграничных споров. В-третьих, успехи страны в ряде имиджевых проектов, направленных на формирование образа Казахстана как полиэтнического, поликонфессионального и мультикультурного центра Азии. В-четвертых, его активная роль в организациях международного сотрудничества в области политики, экономики, безопасности - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС - позиционирует Казахстан как государство, претендующее не просто на роль регионального лидера, а гибкого «политика», соотносящего свои интересы с теми субъектами, чьи интересы он, в свою очередь, может затронуть.
Учитывая все это, можно сделать вывод, что, несмотря на отдельные недостатки (трения с Узбекистаном, несовершенство политической системы, недостаточная развитость демократических институтов), Казахстан позиционирует себя как региональный лидер, его поддерживают в этом ряд влиятельных государств, он проводит гибкую политику и осуществляет тесное экономическое сотрудничество со странами региона, что делает его серьезным региональным центром силы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий