понедельник, 24 сентября 2012 г.

Трансформация традиционного


Поскольку мой университетский период был непосредственно связан с темой дипломатии, ее историей и нынешним состоянием, не могу не поделиться своим рассуждением по  поводу современной роли дипломатии, ее изменений ввиду сложившихся международных реалий. Рассуждения довольно общие, однако не лишены некоторых интересных мыслей...

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДИПЛОМАТИИ


Внешняя политика современного мира коренным образом отличается от той политики, которую проводили государства на международной арене не только столетия, но и десятилетия назад. Под воздействием определенных процессов меняется и дипломатия, которой необходимо соответствовать требованиям новой исторической эпохи. Существует множество определений дипломатии. Некоторые из них приведены, например, в таких известных работах, как «Дипломатия» Г.Никольсона, «Руководство по дипломатической практике» Э.Сатоу и др. Большинство этих определений исходят из непосредственной связи дипломатии с переговорным процессом. Так, Г.Никольсон, основываясь на определении, данном в Оксфордском словаре, пишет, что дипломатия - это «ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата». В целом, данное определение никто не отменял, однако дипломатия современного периода охватывает гораздо больший круг вопросов, она стала более многогранной и многосторонней.

         Современная модель дипломатии сформировалась на заре Нового времени в условиях становления суверенитета светского правителя, государства-нации и достаточно глубокой трансформации системы международных отношений. Ранее всего эта модель сложилась на Апеннинском полуострове в эпоху Возрождения в результате процесса секуляризации, развития теории и практики «баланса сил» (так называемая итальянская модель). Эта была прежде всего модель многосторонней дипломатии, поскольку только многосторонние договоренности могли сохранить равновесие сил. Именно в Италии начинают появляться постоянные диппредставительства, послы-резиденты, формируется класс чиновников – профессиональных дипломатов. Постепенно дипломатические институты и должности стали утверждаться и в других государствах.

         В связи с крахом биполярной системы нарушилось мировое равновесие сил, в определенной степени нарушились и основы «классической дипломатии»; мир встал перед необходимостью создания нового международного порядка.

В современном мире происходят процессы, которые серьезно влияют и на внешнюю политику отдельных государств, и, как следствие этого, на ведение дипломатии. Под воздействием процессов глобализации, интеграции и регионализации государства добровольно идут на делегирование части своего суверенитета международным организациям, интеграционным объединениям, региональным и местным властям, неправительственным агентам и даже частным лицам. В условиях всемирной глобализации грань между политикой внешней и внутренней стала постепенно разрушаться. Проблемы, прежде считавшиеся сугубо внутренним делом той или иной страны, все чаще стали разрешаться на международном уровне с привлечением других государств и целых организаций. На смену военно-политической структуре периода холодной войны пришла новейшая организация международных отношений. Это совершилось в процессе становления мировой экономической системы, возросшего значения, международных экономических организаций и воздания различных уровней взаимодействия. Сеть взаимных связей начала приобретать все более плотный и разветвленный характер, овладевая новыми вертикалями и горизонталями международных отношений.

         Неизвестная в прошлом возможность стремительно перемещаться из одной страны в другую, усиливающиеся потоки миграции населения, электронные средства связи, глобальное телевидение, туризм, превратившийся вдруг в одну из самых прибыльных отраслей, - все это способствовало все большему переплетению различных интересов и целей. В демократических странах произошло существенное рассредоточение центров власти и, соответственно, центров принятия решений. Наметилась тенденция к дублированию деятельности Министерства иностранных дел различными ведомствами и институтами. Неимоверно возросла роль бюрократического аппарата главы государства или главы правительства в выработке и реализации внешней политики. Таким образом, стал формироваться ряд различных уровней выработки внешнеполитического курса (policy-making) и принятия решений (decision-making).

         Происходящие изменения породили и продолжают порождать новые формы дипломатии. Появляются новые участники международной деятельности, которые берут на себя не присущие им прежде дипломатические функции (в частности, государственные ведомства – обороны, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и продовольствия, торговли, науки, культуры, образования и т.д.)      Эти ведомства имеют дело с соответствующими ведомствами других стран или с конкретными международными организациями. Таким образом, на мировой арене создаются самые настоящие транснациональные «клубы», объединяющие политических деятелей «по интересам». Это могут быть руководители центральных банков разных стран, министры обороны, ведущие переговоры по контролю над вооружениями, представители правоохранительных органов, борющихся с международной преступностью, терроризмом и пр. Подобное положение дел побуждает, а иногда и вынуждает, иностранного посла или его сотрудников обсуждать свои проблемы непосредственно в различных департаментах или агентствах, полностью игнорируя министерство иностранных дел. С особой наглядностью эти процессы проявляются в рамках интеграционных объединений. Например, в ЕС министры различных ведомств оказывают друг другу взаимную поддержку, оказывая противостояние нажиму министров финансов. Интеграционные объединения, региональные и местные институты и организации создают собственную сеть международных контактов. Их представители так же, как и профессиональные дипломаты, ведут переговоры, посредничают, собирают и распространяют информацию. В процессе происходящих изменений сформировалось своего рода «внешнеполитическое сообщество», действующее вне Министерства иностранных дел. Действительно, обстоятельства новейшего времени во многом напоминают возврат к средневековой ситуации, когда не было различия между внутренней и внешней политикой. Эта аналогия побудила некоторых исследователей и политиков поставить вопрос о правомерности дальнейшего существования традиционных дипломатических институтов.

         Исторический период, прошедший со времени образования ООН, свидетельствует о появлении на карте мира вследствие процессов деколонизации, распада СССР, а затем и ряда стран бывшего советского блока, немалого числа новых государственных образований. В конечном итоге, это привело к более чем трехкратному увеличению численности государств по сравнению с 1945 годом. Этот лавинообразный процесс разворачивался в условиях экономической глобализации и интеграции, что приводило к потере национальными правительствами контроля над происходящими процессами и подрывало основы суверенитета, на котором базировался мировой порядок, начатый в эпоху Вестфальского мира. В этой ситуации возникла еще более острая, чем в 1945 г., необходимость в эффективном межправительственном форуме, способном обеспечить правительствам возможность выявлять проблемы, которые не могут быть решены на национальном уровне, разрабатывать совместные стратегии их разрешения и координировать в этих целях совместные усилия.
      В рамках многосторонней дипломатии часто происходят встречи представителей различных блоков государств, объединенных по этническому, географическому или политико-экономическому принципу, что в специальной литературе получило название паритетной дипломатии. Характерной чертой современных международных отношений стали встречи в верхах – саммиты. Это как двусторонние, так и многосторонние встречи политических лидеров различных стран мира – глав государств, правительств и различных правительственных ведомств.

         Большое значение в современном мире приобретает так называемая публичная дипломатия (public diplomacy). Она подразумевает открытость, максимальную гласность в международной политике. Речь идет о том, чтобы доводить до сведения общественности содержание и результаты переговоров официальных государственных представителей.

         Дипломатическая служба, традиционно рассматривающая информационно-аналитическую работу как одно из важнейших правлений своей деятельности, в ХХ столетии приобрела новые возможности. Развитие радиовещания, специальные программы которого выполняют функции публичной дипломатии, позволило значительно расширить радиус сбора и обработки информации. Речь, в частности, идет о службе радиомониторинга, теснейшим образом связанной с министерствами иностранных дел. Эта специальная служба, в основном, сложилась еще в период второй мировой войны.

Определенное влияние на дипломатию оказывает активно происходящий процесс регионализации. Речь идет о повышении роли регионов в мировой политике, в развитии интеграционных процессов и международном сотрудничестве, которое прежде тормозилось жестким противостоянием двух систем.

Таким образом, многоплановое развитие дипломатии в последнее время предъявляет новые требования к дипломатам. Профессиональные дипломаты сталкиваются с необходимостью вести переговоры по чрезвычайно широкому спектру проблем, многие из которых носят сугубо технический, специальный характер. Современный дипломат должен ориентироваться во многих областях, многие из которых не имеют прямого отношения к дипломатической деятельности, поскольку многосторонняя дипломатия требует многосторонних знаний от представителей данной профессии. Помимо профессиональных знаний и эрудиции существует ряд других «критериев качества» хорошего дипломата – умение общаться с аудиторией, быть интересным собеседнику, анализировать полученные данные, использовать информационные технологии. Некоторые качества были важны на всем протяжении развития института дипломатии, однако на данном этапе, когда дипломатические ведомства утратили положение «монопольного сторожа» государственных интересов и вынуждены проявлять значительную гибкость как в пределах своей страны, так и на международной арене, подобные способности и умения дипломата как никогда важны и актуальны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий