воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Теория политики


        
Современному читателю, интересующемуся политикой, как отечественной, так и в мировом масштабе, будет небезынтересно взглянуть на политический процесс глазами Габриэля Алмонда - одного из наиболее ярких и любопытных представителей западной политологии. 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ГАБРИЭЛЯ АЛМОНДА



     В современном мире наблюдается большое разнообразие национальных типов политических культур. В целях их исследования и классификации необходимо иметь адекватный инструмент, т.е. некую идеальную модель политической культуры. В современной политологической и политико-социологической литературе существует общепризнанное мнение, что политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения всех членов общества. Проще говоря, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

         Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому ученому Г.Алмонду. Он подчеркивает, что в данном случае термин «культура» используется только в одном смысле: психологических ориентаций относительно социальных объектов. Под политической культурой он подразумевает политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. «Ориентации» Алмонд подразделяет на три типа – «когнитивные» (знания и вера относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей); «аффективные» (чувства относительно политической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в не людей); «оценочные» (суждения и мнения о политических объектах, которые представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств).
         Исследования Алмонда привели к  выделению трех основных моделей («идеальных типов») политической культуры:

1.     «Патриархальная» политическая культура. Этот тип характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знания о ней. В этих обществах нет специализированных политических ролей (лидеры, вожди или шаманы – лишь смешанные политико-экономико-религиозные роли). Для членов таких обществ политические ориентации относительно этих ролей неотделимы от религиозных или социальных ориентаций. Патриархальные ориентации также включают в себя относительное отсутствие ожиданий перемен, инициируемых политической системой.

2.     «Подданническая» политическая культура. Этому типу свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. Подданнические ориентации в политической системе, имеющей развитые демократические институты, как отмечает Алмонд, скорее будет аффективными и нормативными, чем когнитивными.

3.     Политическая культура участия – основной тип, для которого свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия. При данной системы различные сферы общественной жизни относительно автономны, а подсистемы достаточно развиты и разветвлены (в частности, политическая подсистема). Здесь автор вводит новый термин – гражданская культура, т.е. политическая культура лояльного участия, в которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу.

Важно отметить, что в гражданской культуре политические ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданническими, но при этом не отрицают их. В свою очередь, подданнические и патриархальные ориентации (управляют) или удерживают ориентации участия, их слияние с ориентациями участия ведут к сбалансированной политической культуре, в которой политическая активность, вовлеченность и рациональность существуют, но при этом уравновешиваются покорностью, соблюдением традиций и приверженностью общинным ценностям.
 При сравнении и изучении политических культур Алмонд поставил вопрос: существует ли демократическая политическая культура как некий набор ориентаций, который благоприятствует стабильности, демократии и является наиболее подходящим для демократической системы. Оптимальным примером такой культуры является гражданская политическая культура в Великобритании и США, где большинство граждан играют активную или пассивную роль в политике. Однако для гражданской культуры характерны некоторые противоречия – разрыв между высокой оценкой своей потенциальной влиятельности и более низким уровнем реального влияния, между степенью распространения словесного признания обязательности участия и реальной значимостью и объемом участия. Эти разрывы помогают понять, каким образом демократическая политическая культура способствует поддержанию баланса между властью правительственной элиты и ее ответственностью. 
Демократическую культуру автор также называет «политической культурой гражданственности», где под «гражданственностью» понимают в первую очередь активную и сознательную включенность в дела политического общества, осознание себя гражданином, а также способность и готовность выступать в роли гражданина.
Идея гражданственности сейчас чрезвычайно важна для осмысления современного политического процесса в постсоветских странах, в первую очередь в России, поскольку ее отсутствие означает отсутствие демократической политической культуры и отсюда – несостоятельность демократического режима, в котором люди не живут соответственно идеалу активного гражданина.

Спасибо за внимание!

Павел Галандров

1 комментарий:

  1. Смогла подписаться только на комментарии. Не знаю, как это можно сделать. Может, я чего-то не заметила?
    Кстати мой брат и папа - арабисты.Мой первый муж заканчивао МГИМО. Может Вы с ними и знакомы.

    ОтветитьУдалить