Триумф и трагедия газетного магната.
«Гражданин Кейн» и его прототипы
Безусловно, медиа играет в жизни человека одну из
самых важных ролей, влияние медиа на человека и на общество в целом практически
неограниченно. Информацию можно получить только двумя путями – либо путем
собственного опыта, собственного участия в чем-либо, либо если кто-то донесет
данную информацию. Так как один человек физически не способен
самостоятельно получать всю интересующую его информацию непосредственно с места
события, то он в большей или меньшей степени полагается именно на прессу и
медиа – газеты, журналы, радио, телевидение.
Человек, читающий то или иное издание, невольно
попадает под влияние, на него оказывает воздействие написанное. Задача любого
редактора – не столько объективно представить информацию, сколько убедить
читателя в том, что изложенная там информация (не важно – объективная или
субъективная) и есть истина в последней инстанции. Такова задача прессы, хотим
мы этого или нет. И за любым изданием стоит человек или группа лиц, которые
определяют содержание своих газет, стремясь тем самым оказать максимальное
воздействие на массы. Человек формирует прессу, а пресса формирует человека. И
в этой несложной цепочке нетрудно заметить, что один человек, имя которого
большинству даже неизвестно, может играть в этом мире, насыщенном информацией,
даже более влиятельную роль, чем политические лидеры, поскольку он способен
руководить умами масс и направлять их в нужную ему сторону.
В 1941 г. на экраны вышел фильм молодого, никому
неизвестного режиссера Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Этот фильм стал вехой в
истории кинематографа. Американские критики и режиссеры и поныне считают этот
фильм лучшим фильмом всех времен и народов, а Американский Киноинститут в 2000
г. присудил фильму 1 место в списке 100 лучших американских фильмов ХХ века. В
нем повествуется о жизни Чарльза Фостера Кейна, о взлете его карьеры и
превращении в крупнейшего медиамагната, о том, как человек, мечтающий в начале
своего профессионального пути о работе на благо общества, в итоге посвятил свою
жизнь, свои капиталы и влияние лишь на удовлетворение постоянно растущих
потребностей собственного эго. Что отличало Кейна в начале карьеры? Огромное
усердие, трудолюбие и, конечно же, честолюбие – без этого качества мало кто
будет стремиться возвысится над остальными и заставлять других думать так, как
хотелось бы ему. По сути, этот фильм создает новый тип лидера – лидера в сфере
коммуникаций и информации, что было новинкой того времени. «Гражданин Кейн»
дает понять, что эпоха, когда все решали политики, дипломаты или военные,
подошла к концу. Теперь для того, чтобы определять будущее в глобальном
масштабе (или по крайней мере, в масштабах США) нужно иметь три составляющие –
идею, которую необходимо донести, аудиторию, которая готова проглотить эту
идею, и подходящий инструментарий – сначала прессу, потом радио, телевидение и
прочие СМИ. Безусловно, образ Кейна не возник на пустом месте, еще до выхода
фильма на экран существовали люди, усвоившие правила этой нехитрой формулы и
построившие на этом состояние. В частности, основным прототипом Кейна являлся
король «желтой прессы», газетный магнат, использовавший принцип
«сенсационности» в издательском деле Уильям Рэндольф Херст (1863 – 1951). Он
делал ставку в своих изданиях на сенсациях, катастрофах, громких преступлениях,
сплетнях из жизни светских знаменитостей, огромное внимание уделял тиражу,
переманивал репортеров из конкурирующих газет. Как результат, в 1935 г. он был
одним из богатейших людей в мире с состоянием в 200 млн долларов. Некоторые фразы Кейна («Please
remain. You furnish the pictures and I will furnish the war».) дословно повторяют высказывания Херста. Помимо этого, Херст
развернул перед выходом фильма целую медиавойну против Уэллса, целые газетные
издательства объявили ему бойкот – ни один фильм в истории США не вызывал такой
ажиотаж в общественных и политических кругах.
Однако именно Кейн стал символом власти, впервые
была рассказана история, в основе которой – жизнь публичного человека,
освещаемая с разных точек зрения (из рассказов знавших его людей, у каждого из
которых свой взгляд на эту неординарную личность). Кейн предстает не только как
всесильный медиамагнат, как человек, способный лишь одним взмахом руки
приковывать внимание масс и заставлять их замирать в ожидании. Здесь показана и
противоречивость его натуры, внутренняя трагедия, которую не видно снаружи, но
которая постоянно ощущается, особенно в сценах его последних лет и в сцене
смерти. Однако об этом позже. Сейчас следует поговорить о том, насколько идеи,
заложенные в фильме Орсона Уэллса, актуальны в современном мире, в современном
газетном и издательском бизнесе.
Поскольку мы делаем акцент именно на личностном
факторе в мире медиа, на психологической составляющей СМИ, то логичнее всего
поговорить о тех, кто пришел на смену Херсту и Кейну в современном мире
коммуникаций и информации. С тех пор изменились только технические возможности
прессы и медиа – они стали поистине неограниченны. Однако такие качества, как
усердие, креативность (стремление придумывать что-то новое, актуальное),
способность доводить до аудитории свои мысли так, чтобы они имели успех - все это не изменилось, эти качества должны
преобладать в человеке, который стремиться достичь высот в этом бизнесе. И
наиболее показательный пример такого человека – Роберт Максвелл (1923 – 1991),
британский издатель, миллиардер, основатель гигантской газетно-издательской
империи. Выходец из семьи бедного еврейского батрака, он с детства испытывал
непомерный интерес к чтению и политике.
В 1944 г., делая предложение своей
возлюбленной, он, будучи сержантом, пообещал ей, «что сколотит состояние и станет
премьер-министром Англии». После войны он был направлен в Берлин и в 1946 г.,
благодаря своей целеустремленности и знанию нескольких языков, он встал у
истоков зарождавшейся свободной прессы Берлина. Затем он открыл собственную
фирму и переехал в Лондон, где в 1950 г. основал издательство «Пергамон Пресс»,
принесшее ему оглушительный успех. К 1968 г. журналы и издания «Пергамон Пресс»
покупали уже около 125 стран. Максвелла, как и Кейна, постоянно тянуло к
политике, он неоднократно выставлял свою кандидатуру в Парламент, однако
признал позднее, что политика была для него крайне скучным занятием. Максвелл
как бизнесмен умел одновременно решать несколько дел, обладал гигантской
работоспособностью и, как утверждают те, кто с ним работал, был помешан на
власти и известности, стремясь контролировать все – от газет и телестанций до
футбольных клубов. Однако, как говорил сам Максвелл, главное достоинство его
состояния – «это не задумываться над тем, где припарковать машину». Он был
такой же противоречивой личностью, как и Кейн – у него были свои победы и свои
крупные поражения, он любил то, чем занимался, был полон новых замыслов и
проектов, которым из-за рокового стечения обстоятельств, не суждено было
осуществиться.
Если бы в настоящее время снимали продолжение «Гражданина
Кейна», то в качестве образца для подражания, лучше всех подошел бы, пожалуй,
Кейт Руперт Мэрдок (р. 1931), издательский магнат, основатель и президент «News
Corporation», создатель коммуникационной империи, который в 1995 г., согласно
мнению «Forbes», являлся самым могущественным частным лицом на планете. Именно
он строил философию своего бизнеса на том, что все решает не политика, а
технологии. Благодаря этому издания постоянно ставят его на первые места в
списке наиболее влиятельных персон наступившего информационного века. Для него
издательский бизнес – война, в которой побеждает лучший боец, а цель – не
деньги, а победа над конкурентами. Это роднит его с Кейном, которому также
присуща боевая черта характера. Однако Мэрдок пошел дальше Кейна и даже Херста
в своей беспринципности.
Характер Мэрдока формировался в детстве. Его мать
прививала ему независимость, дед-священник учил викторианской морали, а отец,
властный человек в издательском деле, навсегда стал его кумиром. Руперт всегда
стремился отличаться от всех, быть вне общепризнанных норм, обожал идеи
нонконформизма. И после смерти отца, Мэрдок с яростью и энергией принялся
продолжать его дело. Издательский бизнес был для Мэрдока азартной игрой,
бросающей ему вызов и проверяющей его на устойчивость. Он стремился создать
самую влиятельную газету на родине, в Австралии, переехав в Лондон, он
зарабатывает скандальную известность, печатая в довольно консервативном
обществе «желтую прессу», содержащую темы насилия, убийств и откровенные
сексуальные фотографии. Как и Кейн, он подумывал о своей дальнейшей карьере за
океаном. И в 1976 г. он переехал в США и приобрел там несколько изданий. Вся
его последующая жизнь была связана с Американским континентом. Излучая
неукротимую энергию, он постоянно готов разрушать старое ради того, чтобы
создавать новое, независимо от мнения окружающих. Благодаря своему
честолюбивому духу и готовностью идти на риск он всегда одерживал победу над
своими конкурентами, и в настоящее время является королем масс медиа, который стремится
к созданию всемирной коммуникационной империи. Возможно подобные империи и
будут доминировать в дальнейшем, национальные границы потеряют былую
значимость, а императоры будут править не территориями национальных государств,
а крупнейшими медиа-холдингами, в руках которых и будет сосредотачиваться
реальная власть. Однако это, по всей видимости, весьма далекая перспектива.
Существует известное выражение, согласно которому
«в жизни возможно только две трагедии: первая – не получить о чем мечтаешь, а
вторая – получить…». Вернемся к центральной фигуре нашего повествования –
Чарльзу Фостеру Кейну. Он – лидер, которым восхищаются миллионы, богатейший
человек, политик, его предвыборная речь полна самоуверенности и сарказма.
Камера снимает его снизу вверх, кажется что герой практически упирается в
потолок, ему тесно в отведенном ему жизненном пространстве… Но под конец жизни
оказывается, что этот человек так и не достиг того счастья, о котором когда-то
мечтал. По сути, его жизненное пространство отражено в фильме в форме его
собственного замка Ксанаду – огромного, но пустого, неуютного, незавершенного.
Предсмертные слова героя – «Rosebud» - проходят красной нитью через все
повествование. «Розовый бутон» (фраза, написанная когда-то на детских санках
героя) и стеклянный шар с маленьким домом в центре – символы, которые
показывают, о чем думал Кейн в последние минуты жизни, а думал он о самом
дорогом, что было в его жизни. Детство, снег, санки, родительский дом – именно
тогда он был по настоящему счастлив, потом же жизнь его пошла по
неестественному руслу, он гнался за мечтой, презирая простые человеческие
радости, за что и поплатился под конец жизни, когда умирал всеми забытый в
своем мрачном замке.
Вывод фильма заставляет задуматься о том, что на
самом деле ощущают сильные мира сего. Хотят ли они в погоне за влиянием,
прибылью, славой вернуться в то далекое и беззаботное время, когда можно было
просто радоваться и наслаждаться жизнью, не думая о будущем дне и не строя
холодные прагматические расчеты? Это, безусловно, очень философский вопрос.
Многие известные личности, в том числе и медиамагнаты, имели очень
противоречивый характер. Поскольку людей принято судить по их поступкам,
зачастую может сложиться неверное мнение о человеке – его деловые качества не
всегда могут отразить то, что на самом деле происходит в его душе.
Максвелл погиб, не успев претворить в жизнь все
свои неординарные замыслы – возможно, что главные его достижения могли быть
впереди. Мэрдок на вопросы журналистов по поводу «вульгарности» его изданий,
отвечает: «Я даю публике то, чего она хочет». Однако кто знает, какой «розовый
бутон» он будет со слезами вспоминать в последние минуты своей жизни? И поэтому
сложно сказать – быть медиамагнатом, влиять на массы, постоянно продвигая и
расширяя собственный бизнес – действительно ли это триумф, и не обернется ли
это под конец жизни осознанием того, что жизнь прошла мимо, не подарив тех
радостных моментов, которые она могла бы дать в том случае, если бы человек
избрал другой жизненный путь, другую стезю?...
Комментариев нет:
Отправить комментарий