Современному читателю, интересующемуся политикой, как отечественной, так и в мировом масштабе, будет небезынтересно взглянуть на политический процесс глазами Габриэля Алмонда - одного из наиболее ярких и любопытных представителей западной политологии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ГАБРИЭЛЯ АЛМОНДА
В современном мире наблюдается большое разнообразие национальных
типов политических культур. В целях их исследования и классификации необходимо
иметь адекватный инструмент, т.е. некую идеальную модель политической культуры.
В современной политологической и политико-социологической литературе существует
общепризнанное мнение, что политическая культура – совокупность ценностей,
установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются
общепринятыми и служат для упорядочения политического опыта и регулирования
политического поведения всех членов общества. Проще говоря, политическая
культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического
поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.
Приоритет в разработке идеи
политической культуры принадлежит американскому ученому Г.Алмонду. Он
подчеркивает, что в данном случае термин «культура» используется только в одном
смысле: психологических ориентаций относительно социальных объектов. Под политической
культурой он подразумевает политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах
и оценках населения. «Ориентации» Алмонд подразделяет на три типа – «когнитивные»
(знания и вера относительно политической системы, ее ролей и обязанности
относительно этих ролей); «аффективные» (чувства относительно политической
системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в не людей); «оценочные» (суждения и
мнения о политических объектах, которые представляют из себя комбинацию
ценностных стандартов и критериев, информации и чувств).
Исследования Алмонда
привели к выделению трех основных
моделей («идеальных типов») политической культуры:
1.
«Патриархальная» политическая культура. Этот тип
характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием
знания о ней. В этих обществах нет специализированных политических ролей
(лидеры, вожди или шаманы – лишь смешанные политико-экономико-религиозные
роли). Для членов таких обществ политические ориентации относительно этих ролей
неотделимы от религиозных или социальных ориентаций. Патриархальные ориентации
также включают в себя относительное отсутствие ожиданий перемен, инициируемых
политической системой.
2.
«Подданническая» политическая культура. Этому типу
свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие
официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих
ценностей. Подданнические ориентации в политической системе, имеющей развитые
демократические институты, как отмечает Алмонд, скорее будет аффективными и нормативными,
чем когнитивными.
3.
Политическая культура участия – основной тип, для
которого свойственно активное участие индивидов в политической жизни,
основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их
убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений
посредством собственного участия. При данной системы различные сферы
общественной жизни относительно автономны, а подсистемы достаточно развиты и
разветвлены (в частности, политическая подсистема). Здесь автор вводит новый
термин – гражданская культура, т.е. политическая культура лояльного участия, в
которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют
друг другу.
Важно отметить, что в гражданской культуре политические ориентации
участия сочетаются с патриархальными и подданническими, но при этом не отрицают
их. В свою очередь, подданнические и патриархальные ориентации (управляют) или
удерживают ориентации участия, их слияние с ориентациями участия ведут к
сбалансированной политической культуре, в которой политическая активность,
вовлеченность и рациональность существуют, но при этом уравновешиваются
покорностью, соблюдением традиций и приверженностью общинным ценностям.
При сравнении и изучении
политических культур Алмонд поставил вопрос: существует ли демократическая
политическая культура как некий набор ориентаций, который благоприятствует
стабильности, демократии и является наиболее подходящим для демократической
системы. Оптимальным примером такой культуры является гражданская политическая
культура в Великобритании и США, где большинство граждан играют активную или
пассивную роль в политике. Однако для гражданской культуры характерны некоторые
противоречия – разрыв между высокой оценкой своей потенциальной влиятельности и
более низким уровнем реального влияния, между степенью распространения
словесного признания обязательности участия и реальной значимостью и объемом
участия. Эти разрывы помогают понять, каким образом демократическая
политическая культура способствует поддержанию баланса между властью
правительственной элиты и ее ответственностью.
Демократическую культуру автор также называет «политической культурой
гражданственности», где под «гражданственностью» понимают в первую очередь
активную и сознательную включенность в дела политического общества, осознание
себя гражданином, а также способность и готовность выступать в роли гражданина.
Идея гражданственности сейчас чрезвычайно важна для осмысления
современного политического процесса в постсоветских странах, в первую очередь в
России, поскольку ее отсутствие означает отсутствие демократической
политической культуры и отсюда – несостоятельность демократического режима, в
котором люди не живут соответственно идеалу активного гражданина.
Спасибо за внимание!
Павел Галандров
Спасибо за внимание!
Павел Галандров
Смогла подписаться только на комментарии. Не знаю, как это можно сделать. Может, я чего-то не заметила?
ОтветитьУдалитьКстати мой брат и папа - арабисты.Мой первый муж заканчивао МГИМО. Может Вы с ними и знакомы.