Потенциал и амбиции регионального лидера у Казахстана
В настоящее
время Казахстан активно позиционирует себя как лидер в Центральноазитском
регионе. Тезис состоит в следующем – Казахстан обладает достаточным
потенциалом, чтобы играть лидирующую роль в данном регионе (если принимать в
расчет только 5 бывших центральноазиатских советских республик).
После распада
СССР перед Казахстаном, как и перед другими бывшими республиками стояла
необходимость решения многих политических и социально-экономических проблем. На
протяжении 1990-х гг. Казахстану это удавалось довольно успешно. Что касается
экономических преобразований, то здесь можно выделить:
- углубление
реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление внутреннего
банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения;
- решение о
формировании Национального фонда Республики Казахстан;
- принятие
комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию
импортозамещения;
- создание
Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования
инвестиционных проектов;
- внедрение
рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития
частного сектора в этих сферах.
Отражением
огромных достижений Казахстана в социально-экономической области и в области
экономической политики можно считать его очень высокие показатели в «Рейтинге
экономической свободы», составленном «Уолл стрит джорнал» и «Херитидж
фаундейшн». По этим показателям Казахстан – лидер на всем постсоветском
пространстве. Уже более десятилетия он служит образцом реформирования экономики
и успешного привлечения иностранных инвестиций для соседей, включая Россию. 1997
год ознаменовался принятием Стратегии «Казахстан - 2030» На основе этого
программного документа была построена работа Правительства, которое в свою
очередь должно было пойти по пути принятия и реализации масштабных
экономических и социальных программ. В этой связи, были приняты Стратегия
Индустриально-инновационного развития страны, Государственная агропродовольственная
программа, Программы развития сельских территорий, здравоохранения и
образования, реформирования системы социальной защиты населения, «Культурное
наследие», жилищного строительства и т.д. Подготовка стратегии «Казахстан -
2030» велась на протяжении нескольких лет и в целом оказала существенную и
своевременную поддержку развитию системы долгосрочного планирования и
разработке приоритетных аспектов стратегической политики в Казахстане. Это была
сложная работа, в ходе которой изучался соответствующий международный опыт
государственного, стратегического, секторального планирования и моделирования
Помимо
усовершенствования внутригосударственных механизмов, Казахстан стремиться к
активным действиям на международной арене. Он стремится позиционировать себя как
европейское государство с азиатской спецификой, значительно отличающееся по
всем параметрам от своих соседей по региону. Не случайно на фоне широкого
обсуждения идей евразийства Нурсултан Назарбаев выдвинул в 1994 г . проект «Евразийского
Союза» как новой идеологии интеграции. Назарбаев активно сотрудничает как с
западным, так и с мусульманским миром. В частности, он завершает переговоры по
вступлению в ВТО с США, ЕС и Саудовской Аравией. Казахстан также намерен
использовать председательство в Организации исламская конференция (ОИК) для
продвижения Алма-Аты в качестве регионального центра исламского финансирования.
Таким образом, можно говорить о том, что Казахстан становится все более и более
серьезным игроком на международной арене и, как следствие, государством с
наибольшим потенциалом в собственном регионе.
На
центральноазиатском пространстве Казахстан не раз выступал с интеграционными
идеями, с помощью которых стремился закрепить лидерские позиции. Первый опыт
интеграции в этом регионе оказался неудачным. Центрально-Азиатский союз (ЦАС),
образованный в 1994 г. на базе Договора о создании экономического союза и
единого экономического пространства, подписанного Казахстаном, Кыргызстаном и
Узбекистаном в 1993 г., оказался нежизнеспособным. В 1997 г. он был
«переформатирован» в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС),
которое, в свою очередь, в 2001 г. стало
Организацией центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). Уже в 2005 г. ОЦАС
был ликвидирован, а его структуры вошли в ЕврАзЭС. Тогда это свидетельствовало,
по мнению специалистов, во-первых, о слабом интеграционном потенциале этих
стран, во-вторых - о невозможности интеграции без участия России. Однако в
начале 2007 г. Нурсултан Назарбаев в послании к казахстанскому народу
«реанимировал» идею создания Союза центрально-азиатских государств -
Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркмении. Речь шла об
образовании единого экономического пространства со свободным движением товаров,
людей и капиталов. Целью Союза объявлялось «обеспечение безопасности,
экономический рост, политическая стабильность и процветание региона». В
дальнейшем в переговорах с лидерами государств региона, президент Казахстана
использовал в основном экономическую риторику, что вполне закономерно.
Двусторонние отношения
между Казахстаном и соседними азиатскими государствами. Отношения между
Казахстаном и Кыргызстаном оцениваются как партнерские, хотя очевидно, что
такое партнерство более походит на покровительство Казахстана. Еще в 2003 году
в рамках визита Аскара Акаева в Казахстан стороны подписали Договор о
союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном и являющийся
неотъемлемой частью договора План действия по экономической интеграции между
двумя республиками. Также подписан протокол двусторонних переговоров между
Казахстаном и Кыргызстаном в рамках вступления Казахстана в ВТО и Протокол
между правительствами «О признании прав собственности Казахстана на объекты
недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызстана». Вместе с тем,
часть кыргызской элиты негативно оценивает перспективы такого сотрудничества,
опасаясь «скупки» казахстанским бизнесом вех и вся, прежде всего инфраструктуры
Иссык-Куля.
Отношения
между Казахстаном и Таджикистаном базируются на экономических связях и носят
прагматичный характер. Они опираются на достаточно мощную договорно-правовую
базу, насчитывающую порядка 70 документов. Так во время первого официального
визита таджикского лидера Эмомали Рахмона в Казахстан в мае 2006 года был
подписан ряд договоров в области экономики, социальной политики, гуманитарного
сотрудничества. В ходе визита Нурсултана Назарбаева в Душанбе в сентябре 2007
г. был подписан ряд документов: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и
искусства; Соглашение о сотрудничестве в области гражданской авиации;
Соглашение о сотрудничестве в области технического и профессионального
образования; Меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в области инвестиций и
торговли. Казахстан - четвертый по величине торговый партнер
Таджикистана, уступающий по объемам торговли с республикой лишь России, Китаю и
Турции. Товарооборот между Таджикистаном и Казахстаном вырос в январе-октябре
2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7% до $241,9
млн.
Отношения с
Узбекистаном наиболее сложные. Оба данных государства претендуют на роль лидера
в регионе. Существуют определенные трения между казахами и узбеками. Однако
несмотря на это, сотрудничество между государствами развиваются по многим
направлениям. Имеет место Развитие кооперационных связей по электроэнергетике,
торговле зерном, совместному решению проблем транзита грузов из Узбекистана на
север, а из Казахстана - на юг. В Узбекистане действуют совместные предприятия
с участием казахстанского капитала, Они представлены в легкой промышленности,
транспортной, продовольственной сферах, производстве строительных материалов
Отношения
между Казахстаном и Туркменистаном определяются Договором между Республикой
Казахстан и Туркменистаном о торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве до 2020 года от 28 мая 2007. И Казахстан, и
Туркменистан являются прикаспийскими государствами, поэтому сотрудничество
осуществляется также и по данному треку (Строительство прикаспийского
газопровода; строительство железнодорожной ветки от Казахстана через
Туркменистан в Иран). Ведутся совместные работы по разработке месторождений
туркменского шельфа Каспийского моря.
Западный мир
рассматривает Казахстан как государство, которое наиболее приближено к
демократическим стандартам по сравнению со всеми другими государствами региона.
США стремятся все более активно сотрудничать с Казахстаном. Помощник
госсекретаря США Даниэл Фрид, курирующий Центральную Азию, заявил, что
Казахстан является "потенциальным лидером в регионе". "Мы хотим
видеть Казахстан проводящим реформы и процветающим, прокладывающим новый
коридор реформ в Центральной Азии, выступающим лидером в энергетике, торговле и
инвестициях в Кыргызстане, Таджикистане и других соседних странах", —
объявил Фрид в Конгрессе. Казахстан в глазах американцев становится
локомотивом, "тянущим" к демократии менее развитые сателлиты - Киргизию
и Таджикистан. Кондолиза Райс в ходе своего визита в Казахстан в 2005 г . заявила, что
"США видят в будущем ключевой страной на евразийском континенте Казахстан".
США заинтересованы, чтобы Казахстан взял шефство над Таджикистаном и Киргизией
для обеспечения транспортного коридора из Афганистана. Американцам необходимо,
чтобы в регионе был сильный центр, способный противостоять распространению
исламского экстремизма с территории Узбекистана в случае, если недружественный
США режим Каримова падет. Именно поэтому Америка продвигает Казахстан на роль
ведущей региональной державы.
В целом, у
Казахстана есть все шансы стать региональным лидером, если учитывать следующие
факты. Во-первых, молодое государство на протяжении истории своего независимого
существования показала впечатляющие результаты в области государственного
строительства, экономического развития. Во-вторых, Казахстан по праву считается
лидером в регионе Центральной Азии и одним из самых успешных государств на
постсоветском пространстве. Он связан дружественными отношениями с большинством
республик - своих «соседей по Советскому Союзу» - и рядом ведущих стран мира,
он не имеет острых приграничных споров. В-третьих, успехи страны в ряде
имиджевых проектов, направленных на формирование образа Казахстана как
полиэтнического, поликонфессионального и мультикультурного центра Азии.
В-четвертых, его активная роль в организациях международного сотрудничества в
области политики, экономики, безопасности - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС -
позиционирует Казахстан как государство, претендующее не просто на роль
регионального лидера, а гибкого «политика», соотносящего свои интересы с теми
субъектами, чьи интересы он, в свою очередь, может затронуть.
Учитывая все
это, можно сделать вывод, что, несмотря на отдельные недостатки (трения с
Узбекистаном, несовершенство политической системы, недостаточная развитость
демократических институтов), Казахстан позиционирует себя как региональный
лидер, его поддерживают в этом ряд влиятельных государств, он проводит гибкую
политику и осуществляет тесное экономическое сотрудничество со странами
региона, что делает его серьезным региональным центром силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий