- Бурлюк Давид Давидович (1882 — 1967) - «отец русского футуризма», поэт, живописец, одна из самых одиозных и запоминающихся личностей «Серебряного века».
- Родился на хуторе Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии в семье агронома. В детстве Давид по неосторожности лишился левого глаза, с тех пор он был стеклянным. Он рано увлекся живописью, в 1898—1910 гг. учился в Казанском и Одесском художественных училищах, изучал искусство в Мюнхене и Париже. В начале сентября 1911 г. он, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, познакомился с В. Маяковским, который также обучался там. Постепенно Бурлюк благодаря интуиции и незаурядным организаторским способностям собрал вокруг себя молодых творческих "бунтарей" и в качестве признанного вожака стал во главе нового литературного движения в России — футуризма, движения, которое в принципе не признавало общепризнанных ценностей, предлагало сбросить Пушкина, Толстого и прочих с "Парохода современности". Бурлюк писал стихи для альманахов «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», используя речетворчество и принципы "зауми". Он был инициатором создания новой литературно-художественной группы «Гилея», членов которой стали именовать кубофутуристами. Главной «звездой» группы стал молодой поэт В.Маяковский. Вплоть до революции Бурлюк вел активную творческую деятельность, писал стихи и картины. «Лучшим художником среди поэтов и лучшим поэтом среди художников» именовал себя Давид Давидович, став одной из самых эпатажных фигур Москвы. В 1913-1914 гг. он с Маяковским и Каменским гастролировал по России. Турне их носило характер "народно-карнавального действа", перекликавшегося с выступлениями уличных певцов и музыкантов, балаганных зазывал. Благодаря яркой "рекламе" на их концертах всегда был ажиотаж, на них ходили даже генерал-губернаторы городов. Как художник Бурлюк одним из первых начал использовать в своих работах коллажи — вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины. Его первая персональная выставка работ состоялась в 1917 г. в Самаре. Некоторое время жил в Уфимской губернии, где находилось поместье его жены. В этот период Давид создал целую галерею образов башкир, коренных жителей той земли.
- В 1918 г. Бурлюк чудом избежал расстрела во время облав на анархистов. Он уехал из Москвы, гастролировал в составе футуристической труппы (вместе с Маяковским и Каменским) по Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 г. он эмигрировал в Японию, где активно занимался живописью, запечатлевая японские мотивы. На вырученные от продажи картин деньги он переехал в США.
- С этого времени начинается новый этап в жизни Бурлюка. Именно на американской земле он смог в полной мере развернуть свою творческую деятельность, позиционируя себя как «отца русского футуризма». Он был постоянным автором газеты «Русский голос», писал поэтические сборники, брошюры, картины. Выставки Бурлюка проходили в лучших музеях и галереях, и не только в США, но и в Германии, Швейцарии, Испании, Австралии. В 1930 г. он основал в Нью-Йорке, на Лонг-Айленде, футуристический журнал «Цвет и рифма». Периодически жил в Европе — в Чехословакии, Италии. Накануне Великой Отечественной войны Бурлюк обратился в генеральное консульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении на родину, но получил отказ.
- Бурлюк очень хотел признания и в Советском Союзе — он писал в просоветских изданиях на Западе, многократно предлагал к изданию в СССР свои произведения, но ему так и не удалось напечатать ни строки. Тем не менее, в 1956 г. и 1965 г. он посещал Советский Союз. Скончался поэт и художник в США, близ Нью-Йорка, его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.
- Бурлюк стал одним из «предводителей» и теоретиков нового движения в России, его имя неразрывно связано с русским модерном, и футуризмом в частности. Его поэзии присущи все основные футуристические черты — эпатажность, антиэстетичность, акцент на игре звуков и слогов. Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». Его картины рассеяны по всему свету, хранятся в музеях и частных коллекциях. Ныне в районе Бруклин в Нью-Йорке существует музей Бурлюка. Его братья — Владимир и Николай также были известными деятелями в области футуризма.
- Ниже представлены несколько живописных работ Д.Д.Бурлюка.
Бурлюк Д.Д. "В парке".
***
Ты богиня средь
храма прекрасная,
Пред Тобою склоняются ниц.
Я же нищий – толпа безучастная не заметит
Меня с колесниц.
Пред Тобою склоняются ниц.
Я же нищий – толпа безучастная не заметит
Меня с колесниц.
Ты – богиня, и
в пурпур, и в золото
Облачен твой таинственный стан,
Из гранита изваянный молотом,
Там, где синий курит фимиам.
Облачен твой таинственный стан,
Из гранита изваянный молотом,
Там, где синий курит фимиам.
Я же нищий – у
входа отрепьями,
Чуть прикрыв обнаженную грудь,
Овеваемый мрачными ветрами,
Я пойду в свой неведомый путь.
Чуть прикрыв обнаженную грудь,
Овеваемый мрачными ветрами,
Я пойду в свой неведомый путь.
(1897)
Бурлюк Д.Д. "Приход весны и лета".
МЫ ФУТУРИСТЫ,
Мы должны
помещаться роскошном палаццо
Апельсиновых рощ голубых Гесперид
Самоцветным стихом наготой упиваться
А не гулом труда не полетом акрид.
А ходить мы должны облаченными злато
Самоцветы камней наложивши персты
Вдохновенно изысканно и немного крылато
Соглядатаи горьних глубин высоты
Вдохновенные мысли напевы и струны
Нам несут сокровенно упорный прилив
Нам созвездья сияют светила и луны
Каждый час упоеньем своих молчалив
А питаться должны мы девическим мясом
Этих лёгких созданий рассветных лучей
Ведь для нас создана невесомая расса
И для нас со земли увлекли палачей.
Ароматов царицы цветочные соки
Нам снесли изощренно кондитер-секрет
Нам склоняются копья колосьев высоких
И паучья наука воздушных тенет
И для нас эта тайная пьяная лета
Вин тончайших пред ними помои нектар
Нам объятий улыбок бессменное лето
И для нас поцелуи – влюбленности дар.
Апельсиновых рощ голубых Гесперид
Самоцветным стихом наготой упиваться
А не гулом труда не полетом акрид.
А ходить мы должны облаченными злато
Самоцветы камней наложивши персты
Вдохновенно изысканно и немного крылато
Соглядатаи горьних глубин высоты
Вдохновенные мысли напевы и струны
Нам несут сокровенно упорный прилив
Нам созвездья сияют светила и луны
Каждый час упоеньем своих молчалив
А питаться должны мы девическим мясом
Этих лёгких созданий рассветных лучей
Ведь для нас создана невесомая расса
И для нас со земли увлекли палачей.
Ароматов царицы цветочные соки
Нам снесли изощренно кондитер-секрет
Нам склоняются копья колосьев высоких
И паучья наука воздушных тенет
И для нас эта тайная пьяная лета
Вин тончайших пред ними помои нектар
Нам объятий улыбок бессменное лето
И для нас поцелуи – влюбленности дар.
Бурлюк Д.Д. "Революция".
СРЕДИННОЕ МОРЕ
ЯПОНИИ
Не колдун, не
ворожея
После нищенских трущоб
Поселили нас жалея,
Любовались морем чтоб,
Чтоб с утра и до заката
Мы следили паруса
Что скрываются крылато
В голубые небеса,
Чтоб вершили мы прогулки
У бунтующих зыбей
Заходили в закоулки
Где сияют темновзоры
Этих утренних детей
И звучат их разговоры.
После нищенских трущоб
Поселили нас жалея,
Любовались морем чтоб,
Чтоб с утра и до заката
Мы следили паруса
Что скрываются крылато
В голубые небеса,
Чтоб вершили мы прогулки
У бунтующих зыбей
Заходили в закоулки
Где сияют темновзоры
Этих утренних детей
И звучат их разговоры.
ПРИМЕР ПОЭТУ
Петухи поют подвале
И вслепую славят свет,
Свод-шатер лиловый дали,
Уходящий путь корвет.
Я Нью-Йорке на панели
Гимн услышал петухов,
Что так радостно запели
Под цементом, под замком…
Под асфальтом трели птицы,
Там, подвале — птичий склад,
Где — приволье ящерице,
Где — мокрицы говорят…
Петухи гласят подвале
И унынья пеньи нет…
Океана славят дали.
Красоте свобод привет.
Я подумал: в этой песне
Затаен и нам пример;
Что сквозь тьму, подвала плесень
Поражает мерой веры
В солнце жизни, в правду мира
И свободы творчий миг;
Так моя бряцает лира,
И бунтует веще стих!..
Под цементом, под панелью
Не сдаюся и пою
И бунтарской славлю трелью
Бедных жизнь и жизнь свою!
(1932)
Бурлюк Д.Д. "Гудзон".
***
Смотрите Русь
— Россия — СССР!
Как много С, как много Р,
Соломы, девок, поросят,
Еловых изб, просторных хлевов,
Коней, быков, овец, телят,
В степях гармоники напевов!..
Как много рощ, ручьев, речушек,
И исступленных комаров,
Ночного кваканья лягушек
За сенью теплою дворов!..
Как много лихачей кудрявых
Разлет в плечах — косая сажень
Их голос — низкая октава
Кулак дубовым корнем слажен!..
А сколько ухарской повадки
Воинственности Ермака,
И подкупа, и жадной взятки,
Которой учены века!..
Прелюбодейства и обжорства
Распутства красоты лесной
Джигитства дикого проворства
Тоски тюрьмы слепой, глухой
Свирепей Садовской нагайки
Запарыванья до конца
И криков одинокой чайки
И смерти бледного лица!..
Орлов двуглавых, шашек, башен,
Бояр, боярышень, князей
И бархата безмерных пашен,
Врагов, предателей, друзей,
Жандармов, приставов, охранок,
Культуры сливок и низов!..
Громадных станций, полустанков
И уморительных азов...
Теперь над всем, что ране знали
Над трусью, полымем отваг,
Восстал, обуревая дали
Млатсерпоноссоветский флаг!..
Как много С, как много Р,
Соломы, девок, поросят,
Еловых изб, просторных хлевов,
Коней, быков, овец, телят,
В степях гармоники напевов!..
Как много рощ, ручьев, речушек,
И исступленных комаров,
Ночного кваканья лягушек
За сенью теплою дворов!..
Как много лихачей кудрявых
Разлет в плечах — косая сажень
Их голос — низкая октава
Кулак дубовым корнем слажен!..
А сколько ухарской повадки
Воинственности Ермака,
И подкупа, и жадной взятки,
Которой учены века!..
Прелюбодейства и обжорства
Распутства красоты лесной
Джигитства дикого проворства
Тоски тюрьмы слепой, глухой
Свирепей Садовской нагайки
Запарыванья до конца
И криков одинокой чайки
И смерти бледного лица!..
Орлов двуглавых, шашек, башен,
Бояр, боярышень, князей
И бархата безмерных пашен,
Врагов, предателей, друзей,
Жандармов, приставов, охранок,
Культуры сливок и низов!..
Громадных станций, полустанков
И уморительных азов...
Теперь над всем, что ране знали
Над трусью, полымем отваг,
Восстал, обуревая дали
Млатсерпоноссоветский флаг!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий