Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852) – поэт, переводчик, критик...В школьных учебниках начальных классов
его имя присутствовало всегда, причем еще перед творчеством Пушкина, другом и
старшим товарищем которого Жуковский являлся.
Биография Василия Андреевича
весьма примечательна – он был незаконно рожденным сыном помещика Афанасия
Бунина и пленной турчанки Сальхи, привезенной в период русско-турецкой войны.
Крестным отцом мальчика стал обедневший дворянин Жуковский, который по просьбе
Бунина усыновил его. Однако дворянство будущему поэту удалось получить только через
несколько лет, фиктивно записавшись в гусарский полк. В 14 лет он поступил в Московский
университетский благородный пансион. Смерть его крестной матери В.Юшковой
сильно сказались на юноше; именно тогда он начал писать – писать о
скоротечности всего земного, о жизни как страдании. В дальнейшем занимался
переводами, увлекся сентиментализмом, был редактором «Вестника Европы». С
баллады Жуковского «Людмила», увидевшей свет в 1808 г. берет начало история
русского романтизма. В 1812, будучи в ополчении, он пишет «Певца во стане
русских воинов», который разу доставил ему несравненно большую известность,
чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В дальнейшем стоял у
истоков создания прогрессивного литературного общества «Арзамас», в 1817 году стал
учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры
Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника
престола, будущего императора Александра II. Много путешествовал с наследником
по России и Европе, в Италии сблизился с Гоголем. Уйдя в отставку в 1841 г.,
уехал жить в Германию, где, уже будучи немолодым, женился на юной дочери своего
друга-живописца Рейтерна. Среди наиболее солидных трудов Жуковского того
времени – перевод «Одиссеи» Гомера. После смерти поэта в Баден-Бадене его тело
было перевезено и с почестями перезахоронено в Петербурге.
Стиль Жуковского для современного
читателя, возможно, покажется старомодным, переполненным мифологическими
образами, однако, по моему мнению, без его романтичного, меланхоличного и «античнообразного»
творческого наследия не было такого развития русского литературного языка и
поэтических возможностей, которые развили впоследствии Пушкин, Баратынский и
другие русские выдающиеся поэты XIX века...
ПЕСНЯ
Когда я был любим, в
восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный,
вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,-
где счастья привиденье?
Ах! счастием моим
любовь твоя была!
Когда я был любим,
тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа
хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт,
погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим
любовь твоя была!
Когда я был любим,
дары благодеянья
В обитель нищеты рука
моя несла.
Но я тобой забыт, нет
в сердце состраданья!
Ах! благостью моей
любовь твоя была!
(Май 1806)
ИДИЛЛИЯ
Когда она была пастушкою
простой,
Цвела невинностью,
невинностью блистала,
Когда слыла в селе
девичьей красотой
И кудри светлые
цветами убирала,-
Тогда ей нравились и
пенистый ручей,
И луг, и сень лесов,
и мир моей долины,
Где я пленял ее
свирелию моей,
Где я так счастлив
был присутствием Алины.
Теперь... теперь
прости, души моей покой!
Алина гордая -
столицы украшенье;
Увы! окружена
ласкателей толпой,
За лесть их отдала
любви боготворенье,
За пышный злата блеск
- душистые цветы;
Свирели тихий звук
Алину не прельщает;
Алина предпочла
блаженству суеты;
Собою занята, меня в
лицо не знает.
В 1913 г. в усадьбе Остафьево был установлен памятный обелиск в честь Жуковского.
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
Кто скачет, кто
мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с
ним сын молодой.
К отцу, весь
издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и
греет старик.
"Дитя, что ко
мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной
царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с
густой бородой".
"О нет, то
белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися;
младенец, ко мне;
Веселого много в моей
стороне;
Цветы бирюзовы,
жемчужны струи;
Из золота слиты
чертоги мои".
"Родимый, лесной
царь со мной говорит:
Он золото, перлы и
радость сулит".
"О нет, мой
младенец, ослышался ты:
То ветер,
проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой
младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных
моих дочерей:
При месяце будут
играть и летать,
Играя, летая, тебя
усыплять".
"Родимый, лесной
царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из
темных ветвей".
"О нет, все
спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят
в стороне".
"Дитя, я
пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а
будешь ты мой".
"Родимый, лесной
царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно,
мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не
скачет, летит;
Младенец тоскует,
младенец кричит;
Ездок подгоняет,
ездок доскакал...
В руках его мертвый
младенец лежал.
(Данное стихотворение
– перевод баллады Гете «Erlkonig»,
сюжет которого немецкий поэт заимствовал из датского эпоса)
(1818)
ЖАВОРОНОК
На солнце темный лес
зардел,
В долине пар белеет
тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок
звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке
сверкая:
Весна пришла к нам
молодая,
Я здесь пою приход
весны.
Здесь так легко мне,
так радушно,
Так беспредельно, так
воздушно;
Весь божий мир здесь
вижу я.
И славит бога песнь
моя!
(1851)
В 1887 г. в связи со 100-летием со дняя рождения поэта в Александровском саду Петербурга (рядом со зданием Адмиралтейства) был установлен его памятник-бюст.
В.А.Жуковский похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (ныне - Некрополь мастеров искусств).
Комментариев нет:
Отправить комментарий