вторник, 29 января 2013 г.

Аполлон Коринфский




    Аполлон Аполлонович Коринфский (1868-1937) родился в Симбирске в дворянской семье. Фамилию он получил от деда, крестьянина-мордвина Михаила Варенцова (дед в свое время выучился на архитектора и при выпуске представил проект «в коринфском стиле»: присутствовавший на выпуске император Александр I дал ему потомственное дворянство и повелел отныне именоваться Коринфским). В день своего рождения будущих воспеватель волжских просторов лишился матери...через 5 лет – отца... Вызовы нелегкой судьбы не смутили его, он начал активный творческий путь еще в младших классах Симбирской гимназии, где он воспитывался, к слову сказать, вместе с Володей Ульяновым, будущим вождем В.И.Лениным. Коринфский издавал в этот период собственный рукописный журнал «Плод досуга». В 1889 г. он перебрался в Москву, спустя два года – в Петербург, где через несколько лет стал редактором журнала «Север», а позднее – газеты «Голос правды». После революции писал очень мало, некоторое время находился под арестом за «антисоветскую агитацию». Последние годы работал корректором в тверской типографии.
    Выросший в приволжской деревне, Коринфский навсегда сохранил интерес к народному слову, к родным просторам, к духовной жизни народов многих губерний. Многие свои стихотворения он создал, опираясь на сюжеты из исторического прошлого России ...Однако наиболее проникновенны его произведения, связанные с родной волжской стихией. Они как будто переносят читателя к берегам великой русской реки, заставляя поглубже вдохнуть свежий прохладный ветер и забыть о сиюминутных делах, растворившись в пространстве между небом и Волгой...




 ***
 В огнях зари даль запада алеет...
 Бросай свой посох, вольный пешеход!
 Прощайте, горы!.. Вот она синеет -
 Моя река - разливом мощных вод...
 Родные волны! Снова я - пред вами,
 Вновь ваш простор ласкает взоры мне,
 Далекими мне в память веет снами,
 Что грузились в родимой стороне.
 Их не вернуть, их не увидеть снова...
 Но эта ширь, но этот бодрый шум,
 Но эта даль - из темных недр былого
 Ведут ко мне так много светлых дум...
 Вот, вот - идут, всплывают строй за строем;
 И что ни миг, то в сердце все властней
 Врываются немолкнущим прибоем
 И песнь поют про счастье юных дней...
 О, Волга-мать! И мне лучей заката
 Недолго ждать: завел мой вечер сказ
 О том, что день уходит без возврата...
 Твой сын к тебе пришел в последний раз -
 Сказать "Прости!" и унести с собою,
 В своей душе, могучий твой простор,
 Шум волн твоих- с их буйною красою -
 И тишину твоих зеленых гор
 С их тайнами, с их былью вековою.


 ВОЛЖСКАЯ НОЧЬ   

 Опять - на Волге я... Зелеными кудрями
 С нагорной крутизны повиснув над рекой,
 Шумит могучий бор... Гульливыми волнами
 Ласкает взор и слух взбегающий прибой...

 Ночь темная зажгла все звезды золотые,
 Глядит в мои глаза и льет мне в сердце хмель...
 Знакомые места, мне с детских дней родные;
 Здесь - первых грез моих качалась колыбель!..

 Дышу- не надышусь прохладой дивной ночи,
 Гляжу - не нагляжусь; в груди растет прилив
 Давно не слыханной, забытой силы-мочи,
 Тоску моей души собой заворожив...

 О, ночь-волшебница! О, ночь родного края!
 Как светел для меня потемный твой покров!..
 Шумит, заводит песнь река моя родная;
 Чем дальше - тем властней призывный хор валов.

 Внимая волн твоих немолкнущему вечу,
 В себе я чую кровь былых сынов твоих,
 Твои богатыри выходят мне навстречу
 В багряном отблеске костров сторожевых...

 Шуми, шуми, река! Вей в душу обновленьем,
 Дай тяжесть позабыть житейского креста!
 О, осени мой путь своим благословеньем -
 Не весь остаток дней, родная красота!..


 ЗАРЯ НА ВОЛГЕ

 За лесом занялась багряной полосой,
 С зеленых гор идет, на отмель набежала
 И - вся затрепетав - над водной глубиной
 Раскинула свое сквозное покрывало...

 Вечерняя заря!.. Зарделись облака;
 Туман на берегу всплыл розоватым паром;
 Мгновение - и вся могучая река
 Как будто вспыхнула негаснущим пожаром...

 Бежит, колышется пред нами зыбь огней,
 Переливается цветистою игрою, -
 Оттенков всех - не счесть, не оторвать очей,
 Прикованных к волнам красавицей - зарею!..

 Плывем... Валы огня взмывают по бортам...
 Плывем, - вокруг кипит янтарной пены пламя...
 А ночь уже влачит свой флер по берегам,
 Идет с волны к волне и гонится за нами...

 Синей, бледней - цвета... Погасли янтари;
 На миг заволокло всю даль фатой лиловой,
 И Волга приняла последний вздох зари
 И прошумела вслед: "Прощай - до встречи новой!"




Комментариев нет:

Отправить комментарий