четверг, 31 января 2013 г.

Софья Парнок




   Парнок Софья Яковлевна (1885-1933) – замечательная поэтесса, переводчица, критик. Родилась в Таганроге в семье провизора, после окончания гимназии училась в Женевской консерватории, после возвращения в Россию – Высшие женские курсы в Петербурге. Печататься она начала в 1906 г., со временем сблизилась с Мариной Цветаевой, а в 1916 г. вышел в свет ее первый сборник стихотворений. Парнок и после революции вела плодотворную литературную деятельность – выходили ее новые сборники, печатались переводы, критические статьи. В 1930 г. опера «Алмаст», созданная по ее либретто, была встречена публикой с триумфом. К сожалению, скоропостижная смерть прервала ее многообещающий творческий путь.
   Софья Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных групп. Ее поэзию, особенно любовную лирику, отличает прекрасное владение словом, строгость форм и неповторимое музыкальное начало...

***
Словно дни мои первоначальные
Воскресила ты, весна.
Грезы грезятся мне беспечальные,
Даль младенчески ясна.

Кто-то выдумал, что были бедствия,
Что я шла, и путь тернист.
Разве вижу не таким, как в детстве, я
Тополей двуцветный лист?

Разве больше жгли и больше нежили
Солнца раннего лучи?
Голоса во мне поют не те же ли:
«Обрети и расточи»?

Богу вы, стихи мои, расскажете,
Что, Единым Им дыша,
Никуда от этой тихой пажити
Не ушла моя душа.
                                                                (между 1912 и 1915)

***
В земле бесплодной не взойти зерну,
Но кто не верил чуду в час жестокий?—
Что возвестят мне пушкинские строки?
Страницы милые я разверну.

Опять, опять "Ненастный день потух",
Оборванный пронзительным "но если"!
Не вся ль душа моя, мой мир не весь ли
В словах теперь трепещет этих двух?

Чем жарче кровь, тем сердце холодней,
Не сердцем любишь ты,— горячей кровью.
Я в вечности, обещанной любовью,
Не досчитаю слишком многих дней.

В глазах моих веселья не лови:
Та, третья, уж стоит меж нами тенью.
В душе твоей не вспыхнуть умиленью,
Залогу неизменному любви,—

В земле бесплодной не взойти зерну,
Но кто не верил чуду в час жестокий?—
Что возвестят мне пушкинские строки?
Страницы милые я разверну.
                                                                           (1915)

***
Люблю тебя в твоем просторе я
И в каждой вязкой колее.
Пусть у Европы есть история, —
Но у России: житие.

В то время, как в духовном зодчестве,
Пытает Запад блеск ума,
Она в великом одиночестве
Идет к Христу в себе сама.

Порфиру сменит ли на рубище,
Державы крест на крест простой, —
Над странницею многолюбящей
Провижу венчик золотой.

Могила поэтессы - на московском Введенском кладбище. Фото взято с сайта 
«Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)


Комментариев нет:

Отправить комментарий