среда, 30 января 2013 г.

Василий Жуковский



  Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – поэт, переводчик, критик...В школьных учебниках начальных классов его имя присутствовало всегда, причем еще перед творчеством Пушкина, другом и старшим товарищем которого Жуковский являлся.  
    Биография Василия Андреевича весьма примечательна – он был незаконно рожденным сыном помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи, привезенной в период русско-турецкой войны. Крестным отцом мальчика стал обедневший дворянин Жуковский, который по просьбе Бунина усыновил его. Однако дворянство будущему поэту удалось получить только через несколько лет, фиктивно записавшись в гусарский полк. В 14 лет он поступил в Московский университетский благородный пансион. Смерть его крестной матери В.Юшковой сильно сказались на юноше; именно тогда он начал писать – писать о скоротечности всего земного, о жизни как страдании. В дальнейшем занимался переводами, увлекся сентиментализмом, был редактором «Вестника Европы». С баллады Жуковского «Людмила», увидевшей свет в 1808 г. берет начало история русского романтизма. В 1812, будучи в ополчении, он пишет «Певца во стане русских воинов», который разу доставил ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В дальнейшем стоял у истоков создания прогрессивного литературного общества «Арзамас», в 1817 году стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II. Много путешествовал с наследником по России и Европе, в Италии сблизился с Гоголем. Уйдя в отставку в 1841 г., уехал жить в Германию, где, уже будучи немолодым, женился на юной дочери своего друга-живописца Рейтерна. Среди наиболее солидных трудов Жуковского того времени – перевод «Одиссеи» Гомера. После смерти поэта в Баден-Бадене его тело было перевезено и с почестями перезахоронено в Петербурге.
    Стиль Жуковского для современного читателя, возможно, покажется старомодным, переполненным мифологическими образами, однако, по моему мнению, без его романтичного, меланхоличного и «античнообразного» творческого наследия не было такого развития русского литературного языка и поэтических возможностей, которые развили впоследствии Пушкин, Баратынский и другие русские выдающиеся поэты XIX века...



ПЕСНЯ

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья
В обитель нищеты рука моя несла.
Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!
Ах! благостью моей любовь твоя была!

(Май 1806)



ИДИЛЛИЯ

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала,-
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.
Теперь... теперь прости, души моей покой!
Алина гордая - столицы украшенье;
Увы! окружена ласкателей толпой,
За лесть их отдала любви боготворенье,
За пышный злата блеск - душистые цветы;
Свирели тихий звук Алину не прельщает;
Алина предпочла блаженству суеты;
Собою занята, меня в лицо не знает.


 В 1913 г. в усадьбе Остафьево был установлен памятный обелиск в честь Жуковского.



ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

(Данное стихотворение – перевод баллады Гете «Erlkonig», сюжет которого немецкий поэт заимствовал из датского эпоса)                              
                                                                        (1818)


ЖАВОРОНОК

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

                                                                         (1851)


В 1887 г. в связи со 100-летием со дняя рождения поэта в Александровском саду Петербурга (рядом со зданием Адмиралтейства) был установлен его памятник-бюст.


В.А.Жуковский похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (ныне - Некрополь мастеров искусств).


Комментариев нет:

Отправить комментарий